Евгения Константиновна/ 5 сентября, 2020/ НОВОСТИ

«Компьютерная грамотность и информационная культура»

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в мире, который постоянно меняется благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Сейчас люди имеют доступ к самой разнообразной информации на любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. В результате возрастает и роль компьютера в жизни рядового человека. Компьютер применяется практически во всех сферах человеческой жизни. С их помощью осуществляется ведение документации, осуществляется пересылка электронной почты, связь  с банками данных. Компьютерные сети могут связывать разных пользователей, находящихся в одном учреждении или в любом другом регионе страны и мира.

   Всё это свидетельствует о том, что важнейшими составляющими полноценной жизни в информационном обществе и успешной профессиональной деятельности являются компьютерная грамотность и информационная культура. Современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи, т.е. необходимо иметь элементарное представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система, а для свободной ориентации в информационных потоках должен знать правила навигации по огромному количеству доступной информации.

О важности проблем компьютерной грамотности и информационной культуры говорит наличие множества исследований в этих областях со стороны отечественных и зарубежных учёных. В общенаучном плане информационную культуру рассматривали Д. Адам, Д.И. Блюменау, Н. Винер, А.Д. Урсул и др. В последние десятилетия активно ведётся разработка проблем информационной культуры с позиций философского, педагогического и психологического подходов. Различные аспекты этой проблемы рассматривались О.В. Артюшкиным, М.Г. Вохрышевой, А.А. Гречихиным, М.Я. Дворкиной, Ю.С. Зубовым, Э.П. Семенюк и др. Роли информационной культуры посвящены работы С.А. Бочана, И.А. Негодаева, Н.И. Гендиной, А.В. Кириленко. Проблемы компьютерной грамотности описаны в статьях А.С. Гуськова, В.А. Беспалова, Н.Ф. Родионова. Компьютерная грамотность, как составляющая готовности к использованию информационных технологий, определена в работах А.П. Ершова, Г.М. Ильмушкина, В.А. Каймина, И.А, Н.М. Розенберга, Н.Д. Угриновича и др.

ГЛАВА I. Теоретические основы компьютерной грамотности.

1.1 Определение понятия «компьютерная грамотность» и его сущность

Понятие «компьютерная грамотность» возникло в годы компьютеризации образования. К концу 80-х годов XX века содержание понятия компьютерной грамотности стало системным и включало представление о новых информационных технологиях, основных понятиях алгоритмизации и программирования. В первых работах А.П. Ершова компьютерная грамотность определяется как знание основ вычислительной техники и языков программирования. [2] В.А. Каймин и Н.Д. Угринович первоначально в определение компьютерной грамотности включают навыки работы с ЭВМ, т.е. умения «читать и писать, считать и рисовать, использовать информацию и работать с программами на ЭВМ». [12, с. 41] Такой уровень компьютерной грамотности, плюс умение «работать с … базами данных, … наполнять их информацией, проводить её поиск и анализ, искать ошибки и находить решения» В.А. Каймин относит к «расширенному пониманию информационной культуры». [5, с. 71] Н.М. [10] И.А.

Содержание компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг. и, согласно Г.К. Селевко, включало: знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек; владение каким-либо текстовым редактором; наличие первоначального опыта использования прикладных программ и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования. [11]

Несмотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» используется более 30 лет и в настоящее время очень широко, оно до сих пор не имеет точной формулировки, конкретного и научно-обоснованного определения. Мнения специалистов по этому вопросу не только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу.

На просторах интернета можно найти следующие определения компьютерной грамотности:

Компьютерная грамотность — владение навыками решения задач помощью с  ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества.

Компьютерная грамотность — овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо. [14]

Компьютерная грамотность — это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль. Они скорее относятся к мыслительным навыкам.

Компьютерная грамотность — это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые возможности. Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а требует умения этими фактами оперировать.

На сайте системы оценки уровня компьютерной грамотности есть ещё одно определение:

Компьютерная грамотность — элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером.

Можно сделать вывод, что компьютерная грамотность включает знание того, как, когда и где следует применять компьютер. Если человек обладает знанием общих принципов и навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности, то можно сказать, что он владеет компьютерной грамотностью. клавиатуры

1.2 Виды и компоненты компьютерной грамотности

Вопрос определения понятия «компьютерная грамотность» осложняется тем, что существуют несколько видов компьютерной грамотности, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Бытовая компьютерная грамотность. В настоящее время вычислительная техника широко используется в быту. Практически каждый является пользователем бытовых компьютеров. Необходимая для этого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа.

Условия жизни современных людей отличаются от тех, которые были тридцать-сорок лет назад. Все стараются познать как можно больше технологических новинок. Обойтись без компьютера, конечно, можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать её более яркой и интересной. Компьютер в настоящее время является необходимым устройством, так как открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить быт, а также найти новые увлечения.

Профессиональная компьютерная грамотность. Очень давно, у первобытных людей, когда ещё не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие — рыбаками, третьи — земледельцами, четвертые — строителями, пятые — ткачами и т.д. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

По профессиональному признаку можно выделить большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию — значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

С использованием вычислительной техники связано всё большее количество профессий, но характер этого использования в разных профессиях различный — от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.

Овладение компьютером как интеллектуальным средством.

Персональные компьютеры стали для многих людей средством для создания текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных, а также обеспечивающим доступ к различной информации. Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить компьютер в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач.

Перечисленные виды компьютерной грамотности не являются взаимоисключающими — они тесно взаимосвязаны и частично перекрываются. По моему мнению, в первую очередь нужно овладеть компьютером как интеллектуальным средством. Хотя формирование бытовой компьютерной грамотности является достаточно важной задачей, но она носит временный характер. Профессиональная компьютерная грамотность не может быть универсальной. А вот формирование интеллектуальных умений, обеспечивающих эффективное применение компьютера, представляет собой необходимую основу и для дальнейшего профессионального обучения, и для общей подготовки к жизни в информационном обществе.

компонентам компьютерной грамотности можно отнести:

Знание основных терминов и того, что они означают. Это помогает найти взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей и вообще необходимо в ситуациях, когда обычное течение работы даёт сбой.

Практические навыки работы с компьютером: умение подготовить компьютер к работе, включать и выключать его, владеть клавиатурой, уметь пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами.

Понимание возможностей компьютера. Компьютер может быть лишь инструментом, с помощью которого выполняется работа. Он не заменяет самого человека.

Некоторые технологические принципы работы интернета. Прежде всего то, что нельзя подключиться ни к какой сети передачи данных, не имея при этом специального устройства и линии связи.

Применение и роль компьютеров в различных областях деятельности человека.

Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности связаны с развитием информационных технологий или активно их используют. Информационная культура и компьютерная грамотность стали залогом успешной профессиональной деятельности человека.

ГЛАВА II. Формирование информационной культуры

Понятие «информационная культура»

В условиях информационного общества закономерно и появление нового типа культуры — информационной культуры. В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения.

Впервые термин «информационная культура» в отечественных публикациях появился в 70-х годах XX века. Инициаторами развития соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределённости информационных запросов».

понятии «информационная культура» ведущим является слово «культура», именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Современные исследователи по-разному трактуют термин «информационная культура». Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает «информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений».

А.А. Витухновская характеризует это понятие как одну «из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей».

Краткая формулировка этого понятия может выглядеть таким образом: информационная культура — это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески её перерабатывать.

Основы информационной культуры включают в себя самостоятельную работу с информацией, которая предполагает:

поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек);

знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации — каталогами, картотеками);

умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками тезисного, реферативного изложения материала);

работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);

использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.

содержание информационной культуры входят:

анализ и синтез полученной информации;

умение выделять главное из множества второстепенного;

переработка (осмысление) информации;

запоминание информационных единиц;

дальнейшее восстановление в памяти;

превращение полученной информации в собственное знание;

процесс создания новой информации и нового знания.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют её (кибернетика, информатика, теория информации, математика, и др.)

2.2 Взаимосвязь компьютерной грамотности и информационной культуры

современном обществе информационная культура и компьютерная грамотность неразрывно связаны между собой, так как очень много информации черпается из интернета. Особенно это касается молодого поколения, которое не любит смотреть новости и другие информационные программы по телевизору и читать газеты. Также изучение литературных источников показывает, что информационная культура взаимосвязана с такими понятиями как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность».

Развитие информационной культуры насчитывает тысячелетия, по прошествии которых она переживала кризисы и подъёмы. Один из кризисов привёл к появлению письменности, так как появилась необходимость в более надёжном способе сохранения накопленного опыта, чем устная передача его из поколения в поколение.

Другой кризис привёл к возникновению высоких технологий, которые позволили автоматизировать процессы накопления информации. При этом формируется новая информационная культура, выражающая качественно другие связи и отношения в современном информационном обществе. Без компьютерной грамотности ориентироваться в этих связях и отношениях просто невозможно.

Существуют несколько критериев, позволяющих определять уровень информационной культуры, который напрямую зависит от умения человека пользоваться компьютерной техникой. К таким критериям относятся:

Способность правильно сформулировать запросы на количество информации.

Умение осуществлять поиск этой информации среди информационных ресурсов.

Умение отбирать нужную информацию, давать ей оценку и на основе полученных знаний делать выводы, создавая тем самым новую информацию.

Компьютерная грамотность и способность обмениваться полученной информацией.

Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности, качественной характеристикой информационной деятельности. Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и соответствующих установок на взаимодействие с информационной средой. Информационная культура проявляется в интересе к информационной деятельности, в осознании её важной роли, в осознанном выборе источников информации, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации в активном информационном пространстве. Компьютерная грамотность — это также знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного

Сопоставление понятий «компьютерная грамотность» и  «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный и многоуровневый феномен взаимодействия человека, компьютера и информации. В составе объёма обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Будущее современного человека — это мир информационного общества и общества знаний. Информация и знания становятся главной преобразующей силой общества; жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию.

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. В это же время информационное общество несёт многочисленные риски и опасности. Стремительно растущие потоки информации порождают риск того, что нужная информация может быть не найдена, потеряна — в том числе из-за недолговечности используемых носителей информации. В условиях колоссальных объёмов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации.

 Компьютерная грамотность — это основная база знаний и полезные навыки, которыми должен обладать каждый современный человек. Уже давно компьютеры перестали быть роскошью и стали скорее необходимостью. Сегодня любая работа связана в той или иной степени с компьютерами. Каждый человек, который надеется получить хорошую высокооплачиваемую работу обязан знать азы компьютерной грамотности.

 В наше время компьютерная грамотность приобретает значение как показатель социального развития, как уровень цивилизованности. Но грамотность не приходит сама собой, всему нужно учиться. Не овладев современными знаниями, умениями, навыками в области поиска, отбора, хранения и использования информации, человек не сможет приспособиться к быстро изменяющимся условиям информационной среды и ощущать себя в ней комфортно. Но знания, умения, навыки не могут быть приобретены сами по себе, в отрыве от информационной культуры, которая включает в себя:

— культуру потребления информации;

— культуру выбора информации;

— культуру поиска;

 — культуру переработки информации;

— культуру освоения и использования информации (участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в практической деятельности);

— культуру создания библиографической информации; — культуру пользования компьютерной и оргтехникой;

 — культуру передачи информации (информационно-коммуникативная деятельность).

 В последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому, что скоро в мире не останется ни одного человека, которого не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого информационного пространства, как бы далёк он не был от вычислительной техники и персональных компьютеров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Елистратова, Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования [Электронный ресурс] / Н.Н. Елистратова. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770
  2. Ершов, А.П. Концепция информатизации образования / А.П. Ершов // Информатика и образование. — 1988. — № 6. — С. 4-8.
  3. Информационная культура [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.bfgstore.com/informacionnaya-kultura.html
  4. Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm
  5. Каймин, В.А. Основы информатики и вычислительной техники [Текст] / В.А. Каймин, А.В. Щеголев, Е.А. Ерохина и др.- М., 1989. — 272 с.
  6. Компьютерная грамотность учащихся. Элементы социальной информатики и информационная деятельность человека в курсе информатики старшей школы [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://ivan101.narod.ru/gos/timoi/07.htm
  7. Медведева, Е. А. Основы информационной культуры [Текст] / Е.А. Медведева. — Социс, 1994. — № 11.
  8. Каптелинин, В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников [Электронный ресурс] / В.Н. Каптелинин. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1986/865/865054.htm
  9. Негодаев, И.А. На путях к информационному обществу [Текст] / И.А. Негодаев. — Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 1999. — 247 с.
  10. Розенберг, Н.М. Информационная культура в содержании общего образования [Текст] / Н.М. Розенберг // Советская педагогика. — 1991. — № 3. — С. 33-38.
  11. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  12. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебное пособие для общеобразовательных учреждений [Текст] / Н.Д. Угринович. — М., 2001. — 464 с.
  13. Что понимают под компьютерной грамотностью? [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://it-start.iv-schools.ru/pages/6738-9102-2997
  14. Энциклопедия информационного общества [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: wiki.iis.ru/wiki

 

 

 

 

 

 

 

0